вторник, 1 февраля 2022 г.

Кулинарный алфавит

 

Доброго времени суток, мои дорогие читатели!

Погостив у Светланы , вдохновилась кулинарным алфавитом от Нади Выдумщицы и решила принять участие.

Ремарка - все фото взяты с просторов интернета. 




А - фрукт на эту букву был мечтой всё моё аллергичное детство. Как же хотелось вдохнуть его аромат, прочувствовать вкус. Увы и ах, этого лакомства была лишена. Может сейчас, благодаря апельсину, люблю и оранжевый цвет и всякие так вкусовые извращения, как считают некоторые члены моей семьи, приверженцы всего традиционного. А для меня утка промаринованная в апельсиновом соке или мясо с ананасом, самое то! И да, ананас нежно любим, в том числе и во фруктовом салате, куда попадает всё имеющееся дома.

Б - эх, блины, блины, блины, вы блиночки мои) Пеку именно блины. Толстые, на кислом молоке или кефире со сметаной. Таким одним блином можно наесться на весь день. Блинчики, тонкие, ажурные, пока остаются недосягаемы. С тестом я так себе дружу.

В - "В лучших домах, за пышными столами, его не видать уже!), колбаса, шипящая на сковороде, и всегда вареники, плавающие в масле и облитые сметаною." Н.В.Гоголь "Старосветские помещики"

У Гоголя часто упоминаются кулинарные яства того времени, настолько часто, что ироничный Андрей Белый назвал "Мёртвые души"  "Жватвиада"

Сезон вишни в моём понимании связан с варениками. У нас их готовили именно с такой начинкой. Обязательно присыпали сахаром и поливали сметаной.

Г - гастрономический гурман, но нет, чаще всего готовлю блюда хорошо знакомые с детства. Например, галушки. Те же вареники, только с творогом. У вас они так же называются? Способ употребления аналогичен В.  

Д - ароматная и солнечная дыня. Для кого-то летом начинается сезон арбузов, а для меня сезон дынь. Раньше у нас на тамбовщине можно было вырастить только так называемую колхозницу. Всякие торпеды были привозными. Но климат так изменился, что в конце февраля-начале марта мы теперь проращиваем свои семена дынь на рассаду (и арбузы тоже), по весне высаживаем и в конце июля начале августа я начинаю своё пиршество. Ем от души, варю пяток 250гр баночек варенья, отправляю в дегидратор. Кстати, дегидратор-то на нужную букву. Очень полезная вещь, оправдала свою покупку за сезон. С его помощью и овощи, и фрукты-ягоды-травы сушились.

Е - еда. Хоть и пишу этот алфавит, но на самом деле она не занимает много места в моей жизни. Я очень люблю готовить, много, разнообразно, красиво подавать блюдо на сервированный стол. Одна беда, некому. Себе не готовлю. Первое, второе и салат. На всю неделю одним махом вечером пятницы. Отрываюсь в отпуске, балую родных и любимых людей. К моему отъезду все прибавляют в весе и женская половина после цифры на весах посматривает на календарь, стараясь ускорить бег времени и отправить поварёнка за 500км ещё на год.

Ё - ёжики. Нет, не те милые колючки, громко топающие своими крошечными лапками и сопящие как рота солдат. В моём исполнении ёжики могут быть мясными и рыбными, по настроению овощными. Фарш+лук+морковь+отварной рис+кабачок для сочности и томить на медленном огне в свежепрокрученном помидоре с хорошей порцией базилика, добавив немного приправ за пару минут до окончания тушения. ммммм, ум отъешь, как вкусно.

Ж - жареное, кстати, практически не ем, жирное тоже не люблю. Здесь бы я повторила за кем-то из древних, что у нас еда для жизни, а не жизнь для еды. Безусловно, качество еды улучшает и обогащает жизнь, продлевает её активный период. Не так давно распробовала жимолость. О полезных свойствах знала давно, но в своё время не зашла. Немного наморозила, добавляю по паре штучек в витаминный чай.

З - ой, девочки, это зефир! Одна половинка розовая. а вторая белая. Мне кажется или я ностальгирую)) но это опять вкус детства. Как же я его любила. Хотя и сейчас не откажусь, но только от домашнего, а не магазинного. Научилась делать его сама. Так боялась пробовать, а получилось с первого раза. Да, он до сих пор не инстаграмный в своей красивости, но вкусный.

И - поговорим про икру что ли)) блины-то были, а какие блины без икры. Люблю и красную, и чёрную, и дома посоленную самостоятельно. Покупаю нечасто, но покупаю. Хотите честно признаюсь какая у меня самая любимая икра? Да? Грибная. На втором месте свекольная, а далее кабачковая, баклажанная. Рыбная занимает почётное первое место с конца. Закатки моё всё. С зимы начинаю планировать что и сколько закатаю в этом году, лишь бы урожай не подкачал. Готова освоить ещё какой-нибудь вид икры, рекомендуйте, делитесь.

Й - йожык был, поэтому йод. Кухня конечно место травмоопасное, но не про то речь. 

Так вот, из ягод, а они как-то малоохвачены в данном посте, много йода в крыжовнике. Не зря Чехов так назвал свой рассказ и не зря весь 19 век была мода на данную ягоду. И, кстати, наш Александр Сергеевич Пушкин любил царское варенье в ягод крыжовника, а настаивали его на водке и варили с добавлением мёда. Мы варим попроще, но тоже приравниваем его к венценосным особам, называя королевским. Ещё, удалив семена, я крыжовник сушу в дегитраторе, использую в каши наравне с изюмом, добавляю в чаи. При хорошем урожае мариную несколько баночек. Хорошо с рыбой, сыром. Если вы позволяете себе выпить бокал другой белого вина, то вроде как отличное сочетание. Я не позволяю себе ни капли алкоголя, говорю со слов друзей.
К - любители вы капусту так, как люблю её я? Белокачаная, краснокачанная, цветная, брокколи, пекинская, кольраби, брюссельская и остальная по списку, которую только можно найти, а всего её 17 видов.


Л - лечо, лавровый лист, лосось, жареные грибы лисички, лайм и лимон опять же. Горячие лепёшки в Абхазии и лаваш в Армении, не прижившаяся у меня лазанья. Не так давно ходила на трёхдневный практический курс латте-арт. Латте не пью, но занесло за компанию. Интересно, сложно и увлекательно. Не моё. В очередной раз убедилась, что в искусстве я художник от слова худо. Любителям латте и капучино подобное занятие смело могу рекомендовать.

М - молоток. Нужная и полезная кухонная утварь. Заодно и себя можно так похвалить) У моего дедушки была пасека. Пчёл я панически боялась, ежегодно одна меня жалила. Не столько больно, сколько обидно, что все в деревенский клуб, а ты приехала на пару недель и сидишь дней так несколько с опухшей мордочкой. Зато время откачки мёда ни с чем не сравнить. Свежий, порой ещё на рамках, а ты срезаешь соты и бежит тонкая янтарная струйка. 

Н - нож. Здесь без вариантов. Я люблю ножи, у меня их много. Помимо практической пользы, они приносят мне эстетическое  и тактильное удовольствие. Люблю чувствовать холод стали и люблю очень хорошо заточенные ножи. Точу сама, никому не доверяю. С ножами обращаться учили папа и дедушка. Мне кажется, что если бы не собирала вышивальную коллекцию, то к данному моменту имела бы неплохую коллекцию холодного оружия.

О - оливки. Девочки, я стала взрослой. Всё, точка невозврата пройдена. Я полюбила оливки.

П - печь. Любая. Русская, голландка, буржуйка, шведская. Какая хотите. Ни одна мультиварка, ни один духовой шкаф не заменит настоящую печь. Еда из печи самая вкусная. Даже не переубеждайте, это тот случай, когда бесполезно.


Р - главное, девчата, в нашем кулинарном деле, руки. Работящие, любящие своё дело. Тогда и репа с редькой будут сладки и рыбалка удачной. Кстати, люблю рыбачить и рыбку люблю. Именно рыба, а не мясо царица моего стола. Цена на рыбу растёт безбожно, скоро перейдём полностью на курятину при таком-то раскладе. Рыбу запекаю, мариную, солю, изредка копчу, сушу, делаю из неё подливу, фарширую, просто жарю, ну и уха, куда уж без неё. Мне очень нравится варить уху на природе, на костре и чтоб обязательно в вечернее время. Хорошая компания, неспешные разговоры, что ещё надо.

С - понимаете да, что мы продолжим про рыбу. Уху меня учил варить на костре папа и его друг, тоже заядлый рыбак и охотник, д. Женя. Для варки бульона никогда не выбирали крупную рыбу, у неё кости грубые, а в походных условиях никто бульон не цедит. Рыбка варится пока кость сама не отойдёт от мяса и не станет мягкой, потом картошка, часто целая, при готовности ложкой размять и делов-то, обязательно пшено и коренья. Корень лопуха более чем уместен) Для ухи мы брали дикий лук, немного деревенского сливочного масла. Самая-самая сладкая уха из судака.

Т -  кто-то умеет печь тортики, а кто-то умеет ими наслаждаться. Как же я люблю тортики...но не ем.  И когда-нибудь обязательно научусь их печь. Если жизни хватит, то и украшать.

У - про утку так много уже сказано, но всё же, вместо рождественского гуся последние годы запекаю утку. Покупаем в деревне уточку и дальше начинаются танцы с бубнами, часов 30 она всяко-разно маринуется, потом выпекается, съедается и всё, до следующего Рождества. Кстати, аналогично с кроликом, которого готовим только на Пасху. Так, тему утки поддержала, теперь о своём. Не знаю как у вас, моя приправа с детства укроп. Кроме лаврового листа ещё всегда укроп. Это потом добавились петрушка и кинза. Это потом, став жить самостоятельно, я познакомилась и полюбила огромное количество приправ и стала ими активно пользоваться, научилась и продолжаю учиться составлять сочетания из специй.

Ф - фейхоа. Тот случай, когда наоборот. От ненависти до любви. Сейчас жду сезона продаж, покупаю, пока есть возможность ем свежую, часть морожу (добавляю в чай), часть сушу и составляю фруктово-ореховую смесь, которую ношу с собой на работу для перекусов, малую часть перетираю и держу в холодильнике. Пользы куча, но на любителя.
А как цветёт! Мечтаю вырастить  самостоятельно.


Х - вот когда в 80-е годы до Тамбова добрались жвачки я от них не фанатела. Потому как старый друг лучше новых двух. Да, я о хрене. Он был двух видов, белый ядрёный и в сочетании со свёклой помягче. Не важно какой, важно, чтобы он был. Хрен с холодцом, хрен на хлебушке с харчо, даже пельмени, хинкали, манты ела с хреном. Годы прошли, ничего по сути не изменилось.

Ц - заставила меня задуматься эта буква. Про цветную капусту говорила, цуккини то ли не умею вкусно готовить, то ли просто не моё, но мы так и не поняли друг друга, селёдку под шубой предпочитаю салату Цезарь. Могу конечно поговорить о цене на кухонные гарнитуры, технику и всякие приблуды, но не буду.

Ч - чай пью не так часто, как надо бы. Предпочитаю всё же кофе. Но люблю красивую чайную посуду, имею несколько сервизов, которые в ходу, а не ждут того самого дня. Под настроение составляю чайный состав из собранных летом трав, ягод, фруктов и того, что заморозила. Если не забываю (а я забываю), то использую ледяные кубики из чая для омоложения))

Ш - а вот не буду я про штолен. Пекла один раз. С тестом не дружу и радости от этого нет, одни расходы. Поэтому у меня между прочим шишки. Лет так несколько попробовала варенье из молодых зелёных шишек. Ну прелесть же. Естественно мне надо. По весне кто-то за подснежниками, кто-то за молодыми листьями папоротника, а я за шишками. Можно подумать, что слава кулинарных блогеров не давала покоя. Так нет же. Я о них тогда не знала. Варенье из шишек получилось один в один как штолен. Но на шишки я уже подсела и теперь другая крайность. Люди по грибы. ягоды и орехи (лещину, кстати, тоже собираю), а я за зрелыми шишками, которые приноровилась добавлять в чай. 

Щ - по щучьему веленью, по моему хотенью... Фаршированная щука. Это как фаршированная курица, только немного сложнее. Не всегда получается аккуратно и без разрыва снять кожу с рыбы, но усилия стоят того. Поверьте, одного-двух раз в год достаточно. Вкусно, но муторно.

Ы - первый раз за весь алфавит погуглила. Оставлю себе и вам для справки Ыштыкма - БЛЮДО прикаспийских туркмен из водоплавающей птицы диких уток, гусей, казарок, шилохвостей, распространенное только в небольшом регионе Южного Прикаспия среди одного из племен туркмен — огурджалинцев 

Э - эклеры. Однажды съела на спор 12 штук. Это было в студенческие годы. Любить их меньше не стала, но пары-тройки за год теперь достаточно.

Ю - мне кажется, что это можно готовить только в частном доме и то желательно на летней кухне. Я готовлю и не один раз за лето. Вывариваем рубец или требуху, кто как называет, потом начиняем его перловкой, сваренной до полуготовности,  пассированными грибами, луком, морковью. Рубец смазываю маслом, заворачиваю в фольгу и минут на 40 в духовку. У нас это блюдо называют Юц или Юца.

Я - последняя буква алфавита, она много раз сегодня прозвучала. Это и любимые ягоды, и язык мясной или овощной, и яйца. Но всё таки, это Яблоки. Если останутся только они и не будет других овощей-ягод-фруктов, неприятно, но главное, чтобы были яблоки. Вот именно они в моём рационе ежедневно и это не преувеличение.



Я желаю вам вкусной и полезной пищи.

 Получайте от неё не только вкусовое, но и эстетическое удовольствие.



7 комментариев:

  1. Ирин, несколько раз перечитала. И так интересно: то отмечаешь совпадения, то мысли "не, у меня не так" :))). А почему Юц летом готовят? У нас очень любят рубец, готовлю его по настроению в любое время года (и сейчас в морозилке лежит ждет часа :). Но у нас его рулетом делают с чесноком. Да и просто кусочками томят, а потом с горчицей мммм! Интересно было бы этот ваш юц попробовать :)

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, отличный алфавит ты записала. У меня такие же блины как у тебя, а блинчики, тонкие, ажурные, пока остаются недосягаемы.

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитала, разинув рот. Прямо эссе кулинарное!
    Очень интересно написано!
    А я жарю блинчики. Кстати, блинчики у нас ЖАРЯТ, а не ПЕКУТ. Печется у нас то, что в духовке, а на сковородке жарится) Давно научилась печь (уже по-вашему заговорила)тонкие, но они у меня не кружевные.
    С творогом в тесте у нас ленивые вареники, а галушки-это просто кусочки теста (как на оладьи почти), которые вместо крупы в супе варят. А еще бабушка варила из теста для вареников, если не хватало начинки, просто кусочки теста.
    Ежики-это тефтели по-нашему) В ёжики надо рис сырой)
    Тортики...ну вот как от них отказаться!
    Насчет яблок поддерживаю на все 100!

    ОтветитьУдалить
  4. Ирин, так замечательно написала) интересно находить совпадения и одно только абсолютное несовпадение - это юца. Название не знала, но знаю что это такое. От слов рубец, требуха мне уже лихо)) Уха на костре в компании - это самое лучшее воспоминание из прежней жизни...Уезжали семьями с детьми, компания получалась большая и жили на берегу Северной Двины с вечера пятницы до вечера воскресенья.

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина, вот этот пост просто необходимо перечитать неоднократно, чтобы сопоставить со со своим кулинарным алфавитом или...составить свой?!

    ОтветитьУдалить
  6. Ира, с интересом читала и перечитывала! Что-то совпадает, а что-то нет. Все мы разные...

    ОтветитьУдалить
  7. Еда конечно не самое главное в жизни, но как здорово приготовить что-то вкусненькое для родных, а потом посидеть рядышком, вкушая ЭТО, смакуя и наслаждаясь. От сердца к сердцу летят невидимые ниточки за беседой, а еда помогает их не оборвать, связать в нечто значимое. Именно за столом у нас три поколения семьи связываются в одно целое, и родство душ чувствуется, и интерес к непринуждённому общению. А это важно.
    Все мы разные. Я только-только ела Цезарь, это самый лучший салат, который знаю, в нём всё сбалансировано, но я его делаю чуть по-своему. И селёдку под шубой просто обожаю) И ещё салатов пять)) И рыыыбууу... А вообще еда конечно же не главное! Главное - что у нас в душе, и в сердце.
    P.S. Любовью к ножам и умением их точить ты меня по-хорошему удивила!

    ОтветитьУдалить