Доброго дня, мои дорогие!
Сегодня хочу с вами ликвидировать ещё один наборчик из запасов. Мааааленький, а лежит место занимает уже давно. Это продолжение моей фруктовой серии от Алисы, которые со временем планирую оформить в кухонные прихватки.
А так как это в этом году я участвую в проекте Светланы, то и отправлю к ней эти сладкие ягодки
На Руси с этой ягодой были знакомы уже в XI веке. Но тогда ягоду называли по другому. Первоначальным названием было "берсень". В индоевропейском языке корень "бер-"(bher) означал медведя (можно вспомнить берлогу - медвежье логово) . А "сень"( skéhih ) изначально имел толкование - тень. Потом так называть стали ветки деревьев.
Собирая крыжовник, всегда царапаешься об его ветки. Так на Руси и провели аналогию с медведем и нарекли ягоду "медвежьи ветки" - берсень.
С приходом христианства аналогии в головах людей поменялись. Колючие ветки стали ассоциироваться терновым венцом Иисуса Христа. И на Руси переняли у поляков слово "крыж" - крест.
Словом "крыж" называли именно католический крест. В умах людей он выглядел так, как будто у него отрезали детали, и со временем появился глагол "крыжить" - отрезать. А сегодня мы пользуемся разговорным слово "отчекрыжить".
Стали называть колючий куст сначала "крыжбресень", затем просто "крыж". Сегодня мы пользуемся формой "крыжовник". Она появилось не раньше XVII века в России, и переняли такую форму всё у тех же поляков.
Польское krzyżewnik является калькой с немецкого названия кrisdohre, что означает Христов тёрн. Значит и русское "крыжовник" - означает Христов тёрн.
При рассматривании крыжовника как символа, в первую очередь обращаем внимание на его главное свойство - колючесть.
Чаще всего колючие предметы и растения применяются в качестве оберегов людей и скота от нечистой силы и болезней. Чтобы защитить дом от нечистой силы, ворота, двери, окна дома и хлева обвязывали ветками колючих растений,
- у южных славян — преимущественно боярышником и терновником,
- у западных — шиповником и диким крыжовником,
- у восточных — репейником и можжевельником.
У южных славян дверь запирали колышком из боярышника, а в замочную скважину втыкали шипы колючих растений, чтобы нечистая сила не проникла в дом. Вампиру в гроб клали ветки колючих кустарников, чтобы они цеплялись за его одежду и не выпускали его из могилы. Чтобы уберечь скотину от ведьм, на Украине, у южных и западных славян в четверг перед Троицей и в Юрьев день затыкали колючие растения в хлеву. Сербы при первом доении над воротами хлева вешали венок из шиповника, а чехи перед началом мая, накануне дня Св. Филиппа и Св. Якуба, в порог хлева и в навоз втыкали ветки крыжовника или шиповника.
Наряду с колючими растениями в этой же роли использовались острые предметы, которые затыкали в порог, крышу, двери и окна дома или хлева, обносили их вокруг охраняемого пространства, а иглы и булавки втыкали в одежду, чтобы обезопасить человека от порчи.
Охранительные свойства имел также костер из веток колючих растений:
- в Сербии и на Западной Украине вампиров и ведьм сжигали на огне из терновника или боярышника,
- в Чехии в костры, разводимые в Юрьев день, клали ветки крыжовника и терновника, чтобы к дому не приближалась нечистая сила.
- Русские после выноса покойника топили печь можжевельником, чтобы покойник не мог вернуться.
Оберегом служили не только сами колючие и острые предметы и растения, но и упоминание о них в магических формулах. В Сербии в день св. Иеремии девушки, чтобы отогнать змей, обходили село с песней, в которой сообщалось, что все змеи убежали, а единственная оставшаяся «оба глаза выколола о две колючки терновника, о четыре шиповника».
В ряде случаев применялось символическое укалывание, закалывание, прокалывание возможной опасности. В день Св. Димитрия деревянными копьями колют во все дыры в доме, амбаре, других хозяйственных постройках или затыкают эти копья в землю, что должно уничтожить всех мышей в доме. В Сербии в Тодорову субботу женщины колют иглой камень, чтобы проколоть глаза змее.
Колючие растения и острые предметы использовались для лечения болезней:
- на Русском Севере считают, что все болезни боятся чертополоха.
- Белорусы отваром колючих трав лечили колющие боли, в частности колики и колотье в боку.
- У западных славян колючие растения использовались для лечения коров, испорченных ведьмой, и для возвращения отобранного молока. Для этих целей в Словакии хозяйки
- делали венок из шиповника и сквозь него процеживали молоко,
- кипятили молоко на огне из веток шиповника,
- выливали в навоз молоко от испорченной коровы и били по этому месту прутом шиповника, надеясь тем самым исколоть ведьме лицо.
В приворотной магии использовалась способность колючих растений задерживать кого-либо, цепляться за одежду, чтобы «зацепить» суженого. В календарных обрядах, направленных на увеличение плодородия, укалывание символизирует коитус. В Словакии в день Св. Андрея и во время адвента ряженые парни натягивали на лицо или на руку кожу ежа и старались уколоть девушек. На Русском Севере во время святок ряженые парни, так называемые веретельники, вставляли себе между ног веретена и кололи ими девушек.
Ирина, ах, какая ты умничка, мне очень нравится вышитый крыжовник!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Наташа!
УдалитьКак захотелось сладкого крыжовника, твой явно сладенький, спелый)) Забрала фото в отчет)
ОтветитьУдалитьСвет, а я вот не любитель крыжовника. Горсточку за сезон если съем, то хорошо. Вот варенье уважаю и люблю-люблю))
УдалитьОго, какой экскурс! Спасибо! Я скучаю по крыжовнику. Посадила у себя кустик в прошлом году. В Венгрии очень мало крыжовника. Не знаю уж почему
ОтветитьУдалитьОльга, я в Москве (это ж у нас отдельное царство-государство) тоже не вижу крыжовник в продаже. Ну раз за сезон какая-нибудь бабушка стоит у метро и продаёт. Зато в других городах часто встречается на рынках, но в малом количестве. Мне кажется, что ягода эта сейчас у нас не популярна. Пик популярности его приходился на конец 19 на начало 20 века.
УдалитьВот интересно! Я помню в деревне у бабушки было достаточно крыжовника. Правда он кислый был. А вот у сестры на даче, несколько кустов растет хорошие. Один из них, называли "винным". Цвет у этого крыжовника был как у вина. Вкус - изумительный! Сладкий.
УдалитьДааа! Бордовый крыжовник вкусный!
УдалитьУ меня у мамы растут куста 4. Они с сестрой и племяшкой любители его.
Интересный рассказ про крыжовник, вышивка красивая!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Натали!
УдалитьСтолько интересного узнаешь благодаря вышивке! Спасибо за красоту и информацию!
ОтветитьУдалитьОльга, спасибо! Мне правда так всегда приятно, когда отмечают мои старания)
Удалить